Для коллег  

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 села Киевского

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 по основам религиозных культур и светской этики

Класс 4_

 Учитель         Степанченко Анастасия Павловна

 Количество часов: всего _34_ часов; в неделю _1_ час;

 Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МБОУ СОШ №12 Степанченко А.П., утвержденной «_31» _августа_2013 года.

 

урока

Содержание

(разделы, темы)

                                                     

Даты проведения

 

Оборудование урока

план

факт

Блок 1.  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч

1

1

Россия –наша Родина

05.09

 

 

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики . Часть 1.  16 ч.

2

1

Культура и религия

12.09

 

 

3

2

Человек и Бог в православии

19.09

 

 

4

3

Православная молитва

26.09

 

 

5

4

Библия и Евангелие

03.10

 

 

6

5

Проповедь Христа

10.10

 

 

7

6

Христос и Его крест

17.10

 

 

8

7

Пасха

24.10

 

 

9

8

Православное учение о человеке

31.10

 

 

10

9

Совесть и раскаяние

14.11

 

 

11

10

Заповеди

21.11

 

 

12

11

Милосердие и сострадание

28.11

 

 

13

12

Храм

05.12

 

 

14

13

Икона

12.12

 

 

15

14

Спаситель.

19.12

 

 

16

15

Победа над смертью

26.12

 

 

17

16

Православная культура в жизни людей и общества

16.01

 

 

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики . Часть 2.  12 ч.

18

1

Как христианство пришло на Русь

23.01

 

 

19

2

Подвиг

30.01

 

 

20

3

Заповеди блаженств

06.02

 

 

21

4

Зачем творить добро

13.02

 

 

22

5

Чудо в жизни христианина

20.02

 

 

23

6

Православие о Божием суде

27.02

 

 

24

7

Таинство причастия

06.03

 

 

25

8

Монастырь

13.03

 

 

26

9

Отношение христианина к природе

20.03

 

 

27

10

Христианская семья

03.04

 

 

28

11

Защита Отечества

10.04

 

 

29

12

Христианин в труде

17.04

 

 

Блок 4.  Духовные традиции многонационального народа России 5 ч

30

1

Любовь и уважение к Отечеству.

24.04

 

 

31

2

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

24.04

 

 

32

3

Мое отношение к миру

08.05

 

 

33

4

Памятники религиозной культуры

15.05

 

 

34

5

Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

22.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 села Киевского

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

 Ступень обучения (класс) общее начальное образование 4    классы 

Количество часов 34                        Уровень базовый

Учитель Степанченко Анастасия Павловна

Программа разработана на основе авторской программы курса «Основ религиозной культуры и светской этики, модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений А.В. Кураева, УМК «Школа России». Москва «Просвещение», 2012 г.

 Пояснительная записка

Рабочая программа, 1 вида  составлена на основе авторской программы курса «Основ религиозной культуры и светской этики, модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений А.В. Кураева, УМК «Школа России». Москва «Просвещение», 2012 г.

1. Содержание обучения, цели, задачи обучения, а так же  требования к подготовке учащихся по курсу совпадают с авторской  программой по предмету.

2. Таблица тематического распределения количества часов:

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

16

3

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

12

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5

5

 

Итого

34

34

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ

  • Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  • Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09)
  • ФГОС начального общего образования
  • Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

Основные характеристики курса
 «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Курс включает 6 модулей : основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
  • Курс является культурологическим, призван способствовать формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывает уже имеющийся у них круг знаний.
  • Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Структура курса ОРКСЭ

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется — «Наш дом – Россия».

  • На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.
  • Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа,  о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
  • На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

  • Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.
  • В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.
  • Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

  • Продолжается раздельное обучение
  • Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.
  • В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
  • Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

  • Учащиеся одного класса работают вместе
  • Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

3. Список используемой учебно-методической литературы.

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-       5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

 Детский православный календарь на 2012 год. Автор: Православный приход храма Святого     Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2011 год.

Розина О.В.  Духовные основы Русской культуры. Книга I. Москва «Наука и слово» 2009 г.

 Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга II. Москва «Наука и слово» 2009 г.

 Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга III. Москва «Наука и слово» 2009 г.

 

 

 

 

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 села Киевского

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 по      элективному курсу  «Политология»

 

 Ступень обучения (класс)     среднее полное образование  11 класс

 Количество часов                 34                                Уровень         базовый     

 Учитель     Степанченко Анастасия Павловна       

 Программа разработана на основе программы элективного курса для учащихся 11 классов “Основы политологии”  учителя обществознания Сидякиной Натальи Федоровны,  опубликованной на сайте http://festival.1september.ru/articles/413661/, 2012 г.

  Пояснительная записка

  Рабочая программа элективного курса  1 вида, составлена на основе программы элективного курса “Основы политологии”  учителя обществознания Сидякиной Натальи Федоровны,  опубликованной на сайте http://festival.1september.ru/articles/413661/, 2012 г.

1. Содержание обучения цели, задачи обучения, а так же  требования к подготовке учащихся по истории совпадают программой элективного курса.

2.Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

Рабочая  программа

1.

 Введение. Политология как наука

 

3 ч

 

3 ч

2.

Политика и власть

 

1 ч

 

1 ч

3

Политическая система

 

6 ч

6 ч

4

Государство как основной институт политической системы общества

 

5 ч

5 ч

5

Гражданское общество

4 ч

4 ч

6

Современные типы политических систем

2 ч

2 ч

7

Личность, массы, лидеры в политике

 

5 ч

5 ч

8

Политические процессы

2 ч

2 ч

9

Международные отношения, мировая политика

3 ч

3 ч

10

Политика и личность.

2 ч

2 ч

Итого

34

34

 

  1. 3.      Список используемой учебно-методической литературы
  1. Василик М.А. Вершинин М.С. Политология: словарь-справочник. / М.А. Василик, М.С. Вершинин. М., 2001 г.
  2. Гаджиев К.С. Каменская Г. В., Родионов А.Н. Введение в политологию. 10 — 11 класс. / К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов. М.: “Просвещение” 1998 г.
  3. Козырев Г.И. Основы политологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов./ Г.И. Козырев. М.: Академический проект, 2004 г.
  4. Мушинский В.О. Азбука политики. Учебник для средней школы. / В.О. Мушинский. М.: Международные отношения, 2001 г.
  5. Политология. Энциклопедический словарь. / Общая редакция и составление: Аверьянов Ю.И. - М.: Publisherrs, 1993 г.
  6. Пугачев В.П. Политология: Справочник. / В.П. Пугачев. — М., 2001 г.
  7. Афонина М.В. Метод проектов в работах зарубежных ученых / М.В.Афонина // www.eidos.ru.   Интернет-журнал “Эйдос”. Центр дистанционного образования.
  8. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках обществознания в старших классах / Т.А.Власова // Преподавание истории и обществознания в школе. № 3.
  9. Гончаров Ю.А. Преподавание политологии и коммуникационное воспитание /Ю.А. Гончаров // www.polit.Mezhdunarodnik.ru  — Политология в России. — Вопросы политоло-гического образования.
  10. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина / А.А. Дегтярев // Полис.- 2004.- № 1.
  11. Джонсон Р.Х.  Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению / Р.Х. Джонсон // КМ новости. 1985.  № 1.
  12. Кривогуз И. М. Политология / И.М. Кривогуз. М.: Владос. 2003 г.
  13. Лебедева Л.Г. Ролевая игра на семинарах по политологии / Л. Г. Лебедева // www.polit.Mezhdunarodnik.ru  — Политология в России. — Вопросы политологического образования.
  14. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и прикладная политология / Р. Ф. Матвеев -М.: Росспэн,1993 г.
  15. Суворова Н. Как лучше организовать урок / Н.Суворова // Учитель 2002. № 4.
  16. Юдовская А.Я. Использование игровых методов в элективном курсе / А.Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006.  № 4.

 Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 села Киевского

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 элективного курса «Политология»

Класс 11_

 Учитель         Степанченко Анастасия Павловна

 Количество часов: всего _____34______ часа; в неделю ___1_____ час;

 Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МБОУ СОШ №12 Степанченко А.П., утвержденной «_31__» __августа__ 2013 года.

 

 

Содержание

(разделы, темы)

                                                     

Даты проведения

 

Оборудование урока

план

факт

  1. 1.       Политология как наука 3 ч

1

1

Теоретическая и прикладная политология

07.09

 

 

2

2

Политический анализ

14.09

 

 

3

3

Частные политические науки

21.09

 

 

  1. 2.       Политика и власть 1 ч.

4

1

Политическая власть, политическое господство

28.09

 

 

  1. 3.       Политическая система 6 ч.

5

1

Структура политической системы

05.10

 

 

6

2

Политические институты

12.10

 

 

7

3

Политические нормы

19.10

 

 

8

4

Политическая коммуникация

26.10

 

 

9

5

Политические процессы

02.11

 

 

10

6

Анализ политических систем

14.11

 

 

  1. 4.       Государство как основной институт политической системы общества 5 ч.

11

1

Типологии государств

21.11

 

 

12

2

Признаки государства

28.11

 

 

13

3

Современные типы государств

05.12

 

 

14

4

Понятие правового государства

12.12

 

 

15

5

Россия на пути демократических преобразований

19.12

 

 

  1. 5.       Гражданское общество 4 ч.

16

1

Политические партии, партийные системы

26.12

 

 

17

2

Общественно-политические движения

16.01

 

 

18

3

Выборы, избирательные технологии

23.01

 

 

19

4

Деятельность лоббистских организаций

30.01

 

 

  1. 6.       Современные типы политических систем 2 ч

 

20

1

Современные типы политических систем

06.02

 

 

21

2

Виды политических систем

13.02

 

 

  1. 7.       Личность, массы, лидеры в политике 5 ч

22

1

Личность и политика

20.02

 

 

23

2

Политика и массы

27.02

 

 

24

3

Профессиональные политики

06.03

 

 

25

4

Политические лидеры

13.03

 

 

26

5

Политическая культура

20.03

 

 

  1. 8.       Политические процессы 3 ч.

27

1

Современные политические процессы в России

03.04

 

 

28

2

СМИ о политических процессах в России

10.04

 

 

29

3

Правовой нигилизм, как отрицательная форма

17.04

 

 

Международные отношения, мировая политика 3 ч

30

1

Внешняя политика государства

24.04

 

 

31

2

Основные международные процессы

08.05

 

 

32

3

Права и свободы как показатель гуманизма

15.05

 

 

  1. 9.       Политика и личность  2 ч

33

1

Политическое сознание

22.05

 

 

34

2

Политические элиты

22.05

 

 

 

 

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 села Киевского

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 Кружка туристско-краеведческой направленности «Юные следопыты»

 Ступень обучения (класс) общее основное образование 5 кл.

 Количество часов ___68______   Уровень  базовый

 Учитель   Степанченко Анастасия Павловна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений для 1-5 классов. Авторы: И.З.Глазунова, О.Н. Зотова, О.Н. Дементьева. Программа опубликована на сайте: https://docs.google.com 

1.     Пояснительная записка

      Рабочая программа  I вида составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений для 1-5 классов. Авторы: И.З.Глазунова, О.Н. Зотова, О.Н. Дементьева. Программа опубликована на сайте: https://docs.google.com

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

 

 

68

68

 2. Содержание обучения цели, задачи обучения, а так же  требования к подготовке учащихся по обществознанию совпадают с авторской  программой по предмету.

 3.     Список используемой учебно-методической литературы:

            1. Нормативная:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

1.3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

2. Туризм:

2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.

2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. Омск:

УНООО,1989г.

2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». М.:Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму:

Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.:

Физкультура и спорт, 1983г.

3.3. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». М.:

ДОСААФ, 1969г.

3.4. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». М.:

Просвещение, 1972г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристыследопыты

». М.: «Просвещение», 1987г.

4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня».Методическая разработка, Ставрополь, 2004г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.М.:

Турист,1989г.

5.3.Географическое краеведение. Региональный компонент.6 класс. ТОИПКРО,2006г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.

6.2.Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп:

Адыгейское книжное издательство, 1992г.

6.3.П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А.

Попова. – Ленинград, 1991г.

 Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 села Киевского

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка «Юный следопыт»

 Класс 5_

 Учитель         Степанченко Анастасия Павловна

Количество часов: всего _____68______ часов; в неделю ___2_____ часа;

 Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ №12 Степанченко А.П., утвержденной «_31__» __августа__ 2013 года.

№ занятия

Содержание

(разделы, темы)

                                                     

Даты проведения

 

Оборудование занятия

план

факт

1

Вводное занятие

 

 

 

2

 История туризма

 

 

 

3

История  спортивного ориентирования как вида спорта.

 

 

 

4

 Организация похода.

 

 

 

5

 Питание в походе. Составление рациона.

 

 

 

6

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

 

 

 

7

 Снаряжение. Личное снаряжение.

 

 

 

8

 Групповое снаряжение.

 

 

 

9

Первая медицинская помощь.

 

 

 

10

Первая медицинская помощь.

 

 

 

11

Заболевания.

 

 

 

12

Ожоги и обморожения.

 

 

 

13

 Правила поведения на воде..

 

 

 

14

Устройство бивака.

 

 

 

15

 Работа с палаткой.

 

 

 

16

 Свёртывание лагеря.

 

 

 

17

 Костёр, его виды.

 

 

 

18

Разведение и поддержание костра.

 

 

 

19

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

 

 

 

20

Географические карты

 

 

 

21

Карты и масштаб.

 

 

 

22

Компас

 

 

 

23

Строение и работа с компасом

 

 

 

24

Приёмы ориентирования по компасу.

 

 

 

25

Определение расстояний и работа с компасом.

 

 

 

26

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

 

 

 

27

 Ориентирование. Второй способ ориентирования.

 

 

 

28

 Сопоставление двух способов ориентирования.

 

 

 

29

Составление и чтение маршрута.

 

 

 

30

 Краеведение. История своего района, его культурное наследие.

 

 

 

31

Район, в котором мы живём и его окрестности.

 

 

 

32

Выполнение краеведческих заданий.

 

 

 

33

Условные знаки.

 

 

 

34

 Условные знаки карт.

 

 

 

35

Изготовление условных знаков.

 

 

 

36

Сигналы бедствия.

 

 

 

37

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 

 

 

38

Закрепление навыка чтения условных знаков.

 

 

 

39

Рельеф местности.

 

 

 

40

 Географические особенности области и района, где мы живём.

 

 

 

41

Краеведческая экскурсия.

 

 

 

42

Краеведческая экскурсия.

 

 

 

43

Выбор маршрута похода.

 

 

 

44

Чтение карты.

 

 

 

45

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты

 

 

 

46

Подготовка к комплексным соревнованиям..

 

 

 

47

Учебные соревнования.

 

 

 

48

Учебные соревнования.

 

 

 

49

Учебные соревнования..

 

 

 

50

Учебные соревнования

 

 

 

51

Разбор и коррекция ошибок.

 

 

 

52

 Разбор и коррекция ошибок.

 

 

 

53

Движение по азимуту.

 

 

 

54

Движение по азимуту.

 

 

 

55

Походные задания. Отчёт о выполнении задания.

 

 

 

56

Оформление отчёта о выполнении походного задания.

 

 

 

57

Тактикотехнические приёмы выбора пути движения.

 

 

 

58

Тактикотехнические приёмы выбора пути движения

 

 

 

59

Узлы

 

 

 

60

Туристская песня.

 

 

 

61

Туристская песня.

 

 

 

62

Физическая подготовка.

 

 

 

63

Развитие выносливости.

 

 

 

64

Игры на местности.

 

 

 

65

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

 

 

 

66

 Общий сбор учащихся и родителей. Подготовка к походу.

 

 

 

67

Поход

 

 

 

68

Поход

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: Традиционная система питания на Кубани.
Цель: познакомить учащихся с традиционными блюдами кубанской кухни, которая является составной частью быта Кубанского казачества, определявшего обычаи и нравы людей.
Задачи:

  • Рассмотреть традиции питания в культуре кубанского казачества.
  • Изучить традиционный рацион семей кубанских казаков.
  • Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.
  • Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с дополнительной литературой.
  • Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

Основные понятия: узвар, борщ, лапша, уха, щерба, этикет, «хворост», «орешки»,поляница, пампушка, каравай.
Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор тематическая выставка книг, иллюстрации, фото, домашняя утварь. (Занятие проводится с использованием мультимедийной презентации)

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Звучит отрывок из песни «Варэнычки…».
Вводное слово учителя: Скажите ребята, о каком блюде идет речь в этой песне? (о варениках), А какая станица Краснодарского края носит подобное вкусное название? (ст. Варениковская). А знаете ли вы, что в станице Варениковской гостям вместо привычного «хлеб соль», подают вареники в макитре. А что такое вареник? (блюдо, еда, пища). А как вы думаете, казаки любят вареники, а вы любите? Вы, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно, о питании кубанских казаков.
(Слайды 2-3).Пища — не только ассортимент блюд, но и связанные с ними обряды, символы, представления, застольный этикет, приемы обработки и хранения. Сегодня мы с Вами познакомимся с традиционной системой питания кубанского казачества. (Предварительно нескольким учащимся даются опережающие задания, подготовить сообщения по темам: 1. Приготовление еды, система питания, 2. Молочные и мясные продукты, блюда из овощей и фруктов. 3. Мучные блюда).
Учащийся 1. Приготовление еды, система питания. (Слайды 3-4)Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали украинские традиции, однако сильным было влияние русской кухни. В приёмах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа.
Еду готовили рано утром, на весь день. Замешивали тесто на хлеб. Обычным меню были суп-лапша, картошка в мундире, яичница, сало, борщ, вареники, творог со сметаной. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга — пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла.
Летом и осенью пища была более разнообразной из-за включения в рацион большого количества овощей и фруктов. Ужин, как правило, не готовился, подавали на стол, то, что осталось от завтрака и обеда. В праздники готовили особенные блюда разнообразные пироги, колбасы. Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и др. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: — молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай.
Питание в казачьих семьях зависело от достатка.
Учащийся 2. Молочные и мясные продукты, блюда из овощей и фруктов.
(Слайды 5-6) Молочные блюда — важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали варенец, ряженку, сметану, творог. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии.
Из мяса готовили первые блюда (борщ, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, каша с мясом), начинку для пирогов.
Блюда из рыбы — основа питания кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).
Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских казаков был борщ с мясом. Готовили блюда из баклажанов, помидор. перца и др., аналогично традициям кавказской кухни. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были так же популярны.
Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казачьих семей в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту.
Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу, парили её в печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда.
Учащийся 3. Мучные блюда. (слайды 7-8)
Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. Нельзя было печь хлеб в пятницу, либо когда в доме был покойник. В то время когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и др. Пироги — праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Любимое блюдо во время поста пампушки, которые подавались к столу с приправой. Из теста так же готовили вареники с разнообразными начинками, галушки и лапшу. Из пресного теста делали «хворост» и «орешки». Их обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира Из муки варили кисель для поминальной и постной трапезы. Из кислого теста пекли блины и оладьи. Ну как ребята интересно?
III. Физкультминутка.
Казак по лесу гулял,
Свою шашку потерял. (Ходьба на месте.)
Кто же казаку подскажет,
Где искать ему пропажу? (Хлопки в ладоши.)
IV. Работа в группах. Класс предварительно делится на три группы.

Задание 1. Сложить из предложенных букв поговорку. (1.Хлеб всему голова, 2. голодной куме все хлеб на уме. 3. живем да хлеб жуем).

Задание 2. Разгадать кроссворд.

Кроссворд 1.

1. изделие из мяса, которое можно свернуть колечком. 2. Их готовят с творогом, с картофелем, с фруктами. 3. Ею богаты лиманы, реки и моря Краснодарского края, 4. Блюдо приготовляемое из крупы. 4. компот из сухофруктов, 5. Её готовят из мякоти фруктов, расстилают, для просушки, а затем сворачивают в трубочки. 5. самый важный ингредиент яичницы.

Кроссворд 2.

1. Без этого злака нельзя испечь каравай. 2. Самое известное и любимое первое блюдо на Украине и Кубани. 3. Пейте дети … будите, здоровы. 4. Её готовили так: в топленое молоко, закладывалась закваска. 5. Кисломолочный продукт, с которым казаки любили, есть борщ, вареники и т.д. 6. Их готовили из пресного теста и обжаривали в масле.7. наличие его говорило о достатке в доме, самый известный украинский продукт.

Кроссворд 3.

1. Крупа желтого цвета, для приготовления каш и запеканок, 2. Напиток, который готовили из фруктов с добавлением сахара. 3. Ее готовили из пресного теста, тонко раскатывали, просушивали, затем варили в бульоне. 4. Самый вкусный суп из рыбы. 5. Это традиционное угощение из дрожжевого, сдобного теста дают гостям на свадьбе. 6. Это блюдо ценили за быстрое приготовление. Тесто замешивалось без яйца, раскатывалось в тонкий лист, его резали или отрывали по кусочку и кидали в бульон.6. Напиток, изготавливаемый из воды и хлеба.
V. Итог занятия.
Молодцы справились с заданием. Какие у нас получились слова? Поляница, каравай, пампушка. Ребята, а кто знает значения этих слов? Это различные виды хлеба. Хлеб это главный продукт питания, его надо беречь. У казаков было святое отношение к хлебу, потому что он тяжело доставался.
Фронтальный опрос.
Что являлось основой питания кубанской казачьей семьи? Какие обряды соблюдали при выпечке хлеба? Что готовили из теста кубанские хозяйки?
VI. Домашнее задание. Составить недельное меню для традиционной казачьей семьи.
Литература:
1. Горожанина М. Ю. Особенности православной веры черноморских казаков //Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность: Тезисы докладов. — Краснодар, 1999
2. История Кубани//Поурочные разработки и методические рекомендации, для интегрированного курса «Кубановедение», 5-11 кл/ под ред. А.Г. Еременко. Краснодар: «Вика-Принт». 2005.
3. Матвеев О.В. История Кубанского казачества: у3чебник для 5 кл.Краснодар: Традиция, 2007. 160с.
4. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год / под редакцией В.Н. Ратушняка. — Краснодар, 1996
5. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар. 1994.
6. Фролов Б. Е. Заселение Кубани казаками. По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. — Краснодар: “Советская Кубань. 1993.
7. Щербина Ф.А.. История Кубанского казачьего войска. — Екатеринодар, 1913
т. 1-2. Репринтное издание.
8. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г., составитель Б.А. Трехбратов. — Краснодар, 1994.
Тема занятия: Религиозные традиции запорожских и донских казаков.
Цель: Рассмотреть религиозные традиции в культуре Запорожского и донского казачества.
Задачи:
· Изучить историю формирования религиозных традиций запорожских и донских казаков.
· Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.
· Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с исторической картой, дополнительной литературой.
· Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.
Основные понятия: православие, принцип выборности духовенства, Закон Божий, обитель, Патриарх, Регалии.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, тематическая выставка книг, история кубанского казачества, учебник для 5 го класса, словарь занятия у каждого учащегося на парте.
Занятие проводится с использованием компьютерной презентации.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

III. Закрепление изученного материала. (слайд 8)

1. Почему казаки считали себя защитниками христианства? В Чем это выражалось?
2. Какую роль в жизни казаков играла вера в Бога?
3. Каким было отношение казачества к монастырям?

IV Домашнее задание.

Подготовить сообщения по изученным вопросам на уроке. Дополнительно найти пословицы, поговорки отражающие христианское мировоззрение кубанских казаков.

Литература:
1. Горожанина М. Ю. Особенности православной веры черноморских казаков //Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность: Тезисы докладов. — Краснодар, 1999.
2. История Кубани //Поурочные разработки и методические рекомендации для интегрированного курса “Кубановедение”. 5-11 кл. /Под ред. А. Г. Ерёменко. — Краснодар: “Вика-Принт”, 2005
3. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Элективный курс. — Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, — 2006
Матвеев О.В. История кубанского казачества, учебник для 5 кл. Краснодар: «Традиция». 2007.
4. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год / под редакцией В.Н. Ратушняка. — Краснодар, 19
5. Ткаченко П. Кубанские пословицы. — Москва, 1999
6. Фролов Б. Е. Заселение Кубани казаками. По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. — Краснодар: “Советская Кубань”, 1993.
7. Щербина Ф.А.. История Кубанского казачьего войска. — Екатеринодар, 1913
т. 1-2. Репринтное изд.
Словарь урока:
Закон Божий -учебный предмет, обучающий основам православной веры.
Оборона Азова — весной 1637 года донские казаки при поддержке запорожцев овладели турецкой крепостью азов в устье Дона и пять лет удерживали её
Обитель-монастырь,
Патриарх — высшее духовное лицо в православной церкви
Регалии — предметы, символизирующие воинскую доблесть

 

Музейный урок

Тема: История неизвестного солдата Ивана Михайловича Белянского

Цели:

  • познакомить с учащихся с событиями 1943 года происходящими на территории с. Киевского Краснодарского края, (Прорыв «Голубой линии»), представить документальные факты;
  • осветить историю создания ККОПО «Набат», рассмотреть основные виды деятельности членов ККОПО «Набат» в Крымском районе;
  • развивать познавательный интерес к истории родного края, творческие способности.
  • воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, бережное отношение к братским могилам; чувство гордости за героическое прошлое Родины

Оборудование: Карта Краснодарского края, ТСО: мультимедийная система, магнитофон; книги о военных события на территории Краснодарского края и Крымского района.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

На экране плакат на военную тематику. Звучит песня “Священная война” Муз. А.В.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.

Учитель: (Слайд 1-3) 21 июня 1941 года очень изменилась жизнь в нашей стране. С этого дня мечтам многих юных и молодых людей уже не суждено было сбыться. Кто-то ушел на фронт, другие остались дома, но все стали на защиту своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не остались в стороне от происходящих событий.

Битва за Кавказ является одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны. Кроме блокады Ленинграда, ни одно из сражений этой войны не было столь продолжительно. Начиная с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года 422 дня и ночи шли упорнейшие бои на равнинах Северного Кавказа и горных перевалах Главного Кавказского хребта, в Азовском и Черном морях, в небе над Кубанью. Потери Красной Армии в этом сражении составили более 600 тысяч человек, при этом на сегодняшний день в одиночных и братских захоронениях на территории Краснодарского края покоятся останки всего лишь 115 тысяч защитников Отечества. Сотни тысяч советских солдат и офицеров не захоронены до сих пор.

Великий полководец России А.В.Суворов говорил: “Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат”. Великая Отечественная война не закончена, она продолжается, и как на любой войне, на ней есть солдаты, на плечи которых ложатся все тяготы и лишения. Это люди, для которых поисковая работа стала делом всей жизни. Что заставляет их, подчас рискуя жизнью, идти туда, где более шести десятков лет назад гремели бои, переворачивать кубометры замели в поисках останков солдат это можно понять, увидев глаза людей, которым ребята вернули члена семьи, считавшегося без вести пропавшим.

Официальный статус поисковое движение получило еще в Советском Союзе. В 1988 году в Калуге прошел первый Всесоюзный слет поисковых отрядов. Краснодарская краевая общественная поисковая организация «Набат» является ровесницей поискового движения. Созданная в 1988 году, как поисковый отряд «Окоп» при доме культуры завода ЗИП, за 20 лет своего существования она превратилась в крупнейшее на Кубани поисковое объединение. Эти годы проведены сотни поисковых экспедиций, найдены и тожественно преданы земле останки более 2700 советских воинов, более чем в ста случаях установлены их имена.

Учащийся 1.

Неизвестный солдат

Он лежит, раскинув руки,
Неизвестный, неживой,
Словно путник лёг со скуки
Между небом и землёй.
И бои уж отгремели,
Опустилась тишина.

На холодные метели
Наступает вдруг весна.
День за днём и год за годом,
Время вьётся чередой
И солдат безмолвным ходом

Прорастает лебедой.
Сколь лежать ему без вести,
Не ответит депутат.
Может сто, а может, двести

До ближайших пышных дат.
И ни вздоха, ни слезинки
Ни покрышки, и ни дна,
Запоздалые поминки
Справит тусклая луна.

Учитель: (Слайд 4-6)

В своих воспоминаниях маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал, что боев более ожесточенных, чем под станицей Крымской он не видел за всю войну. Поэтому, не случайно основным местом проведения поисковых работ «набатовцами» выбран Крымский район Краснодарского края. По территории именно нашего района в 1943 году проходила так называемая «Голубая линия», представлявшая собой сплошную оборону гитлеровцев, протянувшуюся от Темрюка до Новороссийска. По оценкам специалистов, в мировой истории войн, подобных линий обороны существовало только три, это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и Голубая линия на Кубани. Прорвать оборону противника, освободив, тем самым, Краснодарский край и весь Северный Кавказ от гитлеровцев – вот какая задача стояла перед советскими войсками весной 1943 года. До сих пор никто не может назвать точную цифру потерь Красной Армии на территории Крымского района. В издании Воинский мемориал говорится о 18 тысячах погибших, но достаточно открыть боевые донесения о безвозвратных потерях, частей сражавшихся на территории района, чтобы понять, что эта цифра не отражает истинных потерь, понесенных нашими войсками при прорыве Голубой линии.

Поисковики не ограничиваются только проведением экспедиций и архивными работами, совместно с ветеранскими организациями они промают самое активное участие патриотическом воспитании молодежи, организуют походы по местам боевой славы, передвижные выставки, посвященные героической Битве за Кавказ, участвуют в ремонте памятников и обелисков, расположенных в труднодоступных районах горной местности.

Учащийся 2.

Был черный хлеб, что слаще сдоб,
Был ратный труд, простой и страшный:
На фронте пашней пах окоп,
В тылу окопом пахла пашня.
Впрягались бабы в тяжкий плуг,
И почва впитывала стоны.
Мукою, смолотой из мук,
На фронт грузились эшелоны.

А там своя была страда,
И возвращались похоронки
В артели вдовьего труда,
В деревни на глухой сторонке.

Учитель: (Слайд 7-13)

 25.02.2009 г. в районе х Ново- Калиновка, Киевского сельского поселения у  грунтовой дороги была обнаружена траншея времен Великой Отечественной войны с останками советских воинов. У одного из погибших был обнаружен  немецкий пенал для хранения взрывателей, в котором находились его документы и личная корреспонденция Боец погиб после 4 сентября 1943 года. Газету он хранил по той причине , что там написано об освобождении его родных мест.  Со слов члена ККОПО «Набат» Г. Правдина.

Три месяца, членами ККОПО «Набат», редакцией газеты «Призыв», активом школьного музея МОУ СОШ № 12, с. Киевского шли упорные поиски родственников погибшего, с целью передачи личных вещей и восстановления статуса солдата считавшегося пропавшим без вести.

В июне 2009 г. произошла торжественная передача останков, документов и личных вещей Ивана Михайловича Белянского его родственникам из Украины

Не смотря на огромный объем работы, проделанный поисковиками, им предстоит сделать еще больше, что бы восстановить историческую справедливость, вернув из небытия и предав земле останки тех, кто отдал за нее свою жизнь.

Учащийся 3. Ветераны Великой Отечественной.

Как мало их осталось на земле
не ходят ноги и тревожат раны,
и ночью курят, чтобы в страшном сне,
вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
но я не бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война
и грязь её потомков не коснётся,
пусть курит бывший ротный старшина

и слышит, как внучок во сне смеётся.

 VII. Итог урока.

Учитель:

– Что нового для себя вы вынесли из урока?
– Какой вывод надо сделать из всего сказанного на уроке?
– Какие пожелания жителям нашей планеты вы хотели бы высказать?

VIII. Домашнее задание.

 Подготовить рассказ о том, как отразились события ВОВ на прошлых поколениях вашей семьи.