1. Становление образования в селе.
В первые годы стандартной школы не существовало. Обучение проводилось по домам, детей учили грамотные люди из числа жителей села.
Плата за обучение была высокой. Сельчане, не сумевшие вовремя оплатить арендную плату за землю, платили за обучение своих детей больше, чем те, которые вносили ее регулярно.
Первая двухклассная школа в селе была открыта на нефтепромыслах в Кудакинской волости в 1905 году в доме учителем Ильей Морозовым, который проводил активную революционную пропаганду, вместе со своими коллегами Ерофеем Василенко и Саввой Крикуном.
Первое учебное заведение в селе Киевском было открыто в 1906 г. в доме Краснобрыжей. Подобная школа была открыта и в хате Казатинской Александры, с комнатой в 25 м² с числом учащихся в 20 человек. В этой школе работал Василий Антонович Левин, который оборудовал помещение специальными столами и скамьями для учащихся. С 1914 года оба этих заведения были перенесены за речку. Вместе с ним преподавала и его супруга Александра Васильевна Левина.
В 1910-1911 гг. с разрешения Государственного Крестьянского банка была построена стандартного типа одноэтажная школа по улице Подгорной над рекой Кудако. Это было двух классная церковно-приходская школа.
В 1920 г. после восстановления советской власти, образование в школе продлили до 5 классов. Школа тогда представляла собой очень удручающее зрелище: нетопленные комнаты, заколоченные окна. Доски не было, писали углем на стене, не было ни бумаги, ни чернил, ни книг. Карандаш стоил 10 фунтов хлеба, букварь стоил 1 пуд хлеба. Первым её директором при новой власти стал некто Голота.
В те годы система народного образования была многоукладной: школы I и II ступеней, школы с 7 – летним и 9 – летним обучением, школы крестьянской и рабочей молодежи, школы рабочих – подростков ит.д. Центральным звеном в системе школьного образования 1920 –х годов являлась начальная и средняя школа общеобразовательного типа, называвшаяся тогда, единой трудовой школой (ЕТШ). В ЕТШ обучались дети в возрасте 8-17 лет. Соответственно школы I ступени предназначались для детей 8-12 лет, II ступени 12-17 лет. Только окончив школу II ступени можно было поступить в ВУЗ. Следует отметить, что очень часто многих детей забирали родители после 2-3 классов обучения по разным причинам:
1. невозможность оплаты обучения,
2. потребность в рабочих руках в домашнем хозяйстве, о
3.отсутствие средств на покупку одежды и обуви для детей.
Платное образование было введено во всех школах страны в 1923 г. Льготная оплата устанавливалась для детей крестьян – хлеборобов, ремесленников, кустарей, рабочих и составляла 10-30 рублей. Самый высокий взнос делали родители, занимавшиеся торговлей предпринимательством и прочие представители «непролетарских» профессий. Их оплата доходила к 1927 году до 127-300 рублей в год. В каждой школе оставалось 25 – 30 % бесплатных ученических мест для детей красноармейцев, инвалидов, пенсионеров.
В школе была организованна пионерская и комсомольская организации, которые исповедовали коммунистическую идеологию и мораль.
Позднее в передвоенные годы школа стала средней. К сожалению, в архиве школьного музея осталась лишь фотография выпускников киевской школы 10 летки 1938 г. Еще известно, что в 1940 году, её окончил наш знаменитый земляк, дважды Герой Советского Союза В.А. Алексенко, чье имя было присвоено нашей школе 17 февраля 2006 года. Вот некоторые его воспоминания: «В 1931 году я пошёл в школу (тогда она была девятилетней). Учёба давалась мне легко, но достаточно трудно было родителям, в семье было трое детей все практически погодки. В школу ходили полураздетыми в постолах, но тянулись к знаниям. После уроков помогали родителям вести собственное хозяйство, так как родители с утра до вечера были на работе в колхозе. Как многие пионеры того времени вместе со своими одноклассниками вёл работу по ликвидации неграмотности. Собственные родители так же были неграмотны».
В предвоенный период помимо средней школы были еще две начальных, одна в районе современной амбулатории, вторая по улице Горького на южной стороне, ближе к реке Кудако.
Дальнейшая судьба этих учебных заведение была следующей, здания во время войны были разрушены.
2. Послевоенные школьные годы.
После войны, вернее сразу после возвращения (жителей села угоняли на работы в Германию и в Украину), в ноябре 1943 — начале 1944 года под школу приспособили несколько уцелевших хат. По воспоминаниям учеников: «… сначала учили всех вместе. Учебников и тетрадей не было, потом стали выдавать 1 книгу на 3-4 человека, а родители пытались выменивать какие то толстые бухгалтерские тетради, что бы хватило на весь год. Чернила делали из бузины, ручки из палочек, а к ней ниточками привязывали перышко».
Вот воспоминания одной из этих учениц Матей Марьи Никитичны, которая с 1966 по 2000 год работала в нашей школе учителем истории: «сначала нас учила Александра Васильевна Паливода, в доме деда Кузьменко (современная ул. Горького примерно в районе 225-227 домов). В комнате находились 4 больших стола и скамьи, на которых мы сидели впритык друг к другу. Тетрадок не было, писали кто на чем. По мере того как количество детей увеличивалось в 1944-1945 гг. число возвращавшихся жителей все росло, нас разделили на классы, стали давать тетради для классных работ. Так я и закончила 3-й класс. Следующей была школа у некто Монько, по улице Советской, кирпичный дом на три комнаты, 4-5 классы вела Мария Михайловна Яковенко (Диденко), которой мы сдавали первые в своей жизни экзамены по арифметике и русскому языку». В 1949 г. два ранее существовавших колхоза на территории нашего села «им. Куйбышева» (северная часть) и «им. Кирова» (южная часть), были объединены в один «им. Сталина», впоследствии переименованный в 1956 году в колхоз «Ленинский путь». Первым и самым важным делом, вновь организованного колхоза, стало строительство нового здания школы.
Это был проект типовой начальной школы, которую приспособили под среднюю. Новая школа открыла свои двери для учеников уже в начале 1950 года. Но вплоть до открытия современного здания МОУ СОШ №12, она имела три филиала по всему селу. Филиалами были начальные классы, а в новой школе учились с 5 по 10 класс. Количество учеников уже тогда подходило к 1000 человек. Занятия проходили в три смены.
Директором этого учебного заведения был назначен Боярко Петр
Никифорович. Прошедший всю войну и имевший огромный авторитет среди жителей нашего села.
В зимний период школа отапливалась дровами. Поэтому в каждом классе имелся свой дежурный ученик, преимущественно мальчик, который должен был прийти раньше всех и растопить печь в классной комнате, дежурить любили, так как ученик на весь день освобождался от ответов на уроках, так как должен был поддерживать тепло. Был, конечно, и истопник, но он не успевал за всеми печами в школе.
В распоряжении школы была пара быков, впоследствии пара лошадей, на которых подвозили детей из ближайших хуторов, а также ездили на инспекторские проверки. Для детей из окрестных хуторов во время осенней и весенней распутицы устраивали на базе этой школы интернат.
По воспоминаниям учителей в нашей школе было недостаточно мебели: « Только в одном классе были парты, в других самодельные столы, а в одном классе совсем не было мебели, и ученики лежали в классе на животах». Однажды произошла анекдотичная ситуация, М.З. Деркач вел урок, и кто то учеников видимо устав от лежания на животе лег на спину, на что сразу же получил замечание: «Ты что не знаешь, как надо на уроке правильно лежать?» ( «Воспоминания о школе» М.З. Деркача завуча СОШ № 12 с 1952 по1974 г.)
Педколлектив средней школы №12 всегда был сплочен. Был создан хор из учителей школы, который не только успешно выступал перед колхозниками села, но и в районе. Команда учителей по шахматам удачно выезжала на краевые соревнования и получала призовые места. Педагоги всегда стремились быть во всем примером для своих учеников. Всегда участвовали в подвижническом движении, ведь парк в центре села это также заслуга учеников и учителей школы, которые были инициаторами его создания.
3. «В новый путь, в новую школу».
Но годы шли, и количество учеников перевалило за тысячу человек и тогда в 1967 г. было начато строительство новой школы, при непосредственном участии председателя колхоза «Ленинский путь» Грищенко. Которое благополучно завершилось и в январе 1969 г. новое здание школы приняло своих первых учеников. Среди тех, кому посчастливилось переступить порог новой школы, была Половинка Надежда Тимофеевна, учитель русского языка и литературы, которая в 1969 году училась в 10 классе.
В январе 2009 года нашей школе исполнилось 40 лет.
В разные годы с момента открытия современного здания нашей школы её директорами были: с 1969-1972 гг. — Боярко Петр Никифорович, с 1972-1974 гг. — Кивелев Александр Николаевич, с 1974-1976 гг. — Гамзаев Иосиф Мусаевич, с 1976 – 1978 гг. — Саламатова Альбина Николаевна, с 1978 -2007 гг. — Григорян Сейран Арутюнович с 2007 по сегодняшний день Радова Анна Кирилловна.
Наша школа никогда не была на последнем месте, нам есть, чем и кем гордиться. С 1981 года школа выпустила 13 золотых и 35 серебряных медалистов.
Выпускники школы разных лет, вернувшиеся учителями:
Заворотний В. М., Мустяц Г. И., М. С. Живноватюк, Бычек З. И., Демченко Д. Я., Матей М. Н., Винокурова Н. И., Чередник Е.В., Ованесова Е. А., Половинка Н. Т., Панасенко Г. Н., Присяжнюк М.И, Арестов А.А., Похольченко Л.Н., Пустовая И. В., Сылка Е.Н., Анкудинов М.В., Падалка Е. А., Читлаиди И.А, Мищенко Н. А., Рослик Н. А., Сараева Л. И., Винокурова Н.В., Швец А.Я., Данилецкая О.С.
4. Школа сегодня.
По результатам Всекубанской спартакиады школьников в 2008-2009 учебном году учащиеся МБОУ СОШ № 12 заняли 2 место в Краснодарском крае, а с 2009 года по сегодняшний день — школа занимает I место.
Сегодня наша школа старается идти в ногу со временем. Мы учимся вместе со своими учениками, постигаем информационные технологии, изучаем иностранный язык со второго класса, вводим новые программы и учебные планы. Учащиеся 9 класса занимаются предпрофильной подготовкой, старшеклассники обучаются по профильному направлению. Наши ребята получают отличные знания
Традиции школы, заложенные на заре её создания, сохраняются. Теперь уже новое поколение учителей с большим желанием отдает свои знания делу обучения и воспитания молодого поколения.